ДОКЛАД
«О результатах реализации национальной образовательной инициативы
«Наша новая школа» за 2011 год в МОБУ « В (С)ОШ№1» г. Оренбурга»
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 03 февраля 2010 №Пр-259 МОБУ « В(С)ОШ№1» в 2011 году продолжила работу по реализации мероприятий национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271:
- Переход на новые образовательные стандарты;
- Развитие системы поддержки талантливых детей;
- Совершенствование учительского корпуса;
- Изменение школьной инфраструктуры;
- Сохранение и укрепление здоровья школьников;
- Развитие самостоятельности школ.
Часть I. ПЕРЕХОД НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
1. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011 году
Развитие общероссийской системы качества общего образования
Одним из приоритетных направлений деятельности в ходе реализации федерального государственного образовательного стандарта является создание системы оценки качества образования.
Предусматривается два уровня организации оценивания: уровень образовательного учреждения и муниципальный уровень.
Объектами системы оценки качества образования являются:
- учебные и внеучебные достижения учеников;
- деятельность педагогов;
- образовательная программа;
- деятельность образовательного учреждения.
Реализация школьной системы оценки качества образования осуществляется посредством следующих процедур контроля и оценки качества образования:
- государственной (итоговой) аттестации выпускников;
- мониторинга образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения;
- аттестации педагогических и руководящих кадров.
Государственная итоговая аттестация выпускников, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводилась в форме ЕГЭ с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения выпускниками федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
В 2011 году 46 выпускников стали участниками единого государственного экзамена.
Доля выпускников сдавших ЕГЭ только по двум обязательным предметам, составила 78%, по трём и четырём учебным предметам - 22%. Выпускники нашей школы, в основном, сдают обязательные экзамены, необходимые для получения аттестата или для поступления в учреждения среднего профессионального образования, но и предметы по выбору для поступления в ВУЗы.
Наиболее востребованными и массовыми для сдачи ЕГЭ предметами по-прежнему остаются обществознание, физика, история, литература. О приоритетности выбора учащимися гуманитарных предметов свидетельствует таблица:
Предмет | Кол-во выпускников, сдававших ЕГЭ (% от общего числа выпускников, допущенных к итоговой аттестации) | |
2010 г. | 2011 г. | |
русский язык | 62(100%) | 46(100%) |
математика | 62(100%) | 46(100%) |
физика | - | 1(2%) |
история | 3(5%) | 1(2%) |
биология | 2(3%) | - |
литература | 1(2%) | 3(7%) |
обществознание | 20(32%) | 5(11%) |
иностранные языки | 1(2%) | - |
В 2011 году 89 % выпускников успешно сдали экзамены.
Анализ количества выпускников, не преодолевших минимальный порог, отражен в таблице:
№ | Предмет | 2011 год | |
Минимальный порог | Количество выпускников, не преодолевших мин. порог | ||
1 | Обществознание | 39 | 0 |
2 | История | 30 | 0 |
3 | Физика | 33 | 0 |
4 | Литература | 32 | 0 |
Средние баллы по предметам, сданными выпускниками
Предмет | Годы участия в ЕГЭ | Средний балл |
Русский язык | 2011 | 47 |
Математика | 2011 | 35,8 |
Обществознание | 2011 | 48 |
Физика | 2011 | 47 |
История | 2011 | 47 |
Литература | 2011 | 53 |
Успешной сдаче экзаменов способствовала целенаправленная работа: проведение заседаний методических объединений по предметам, где рассматривались вопросы преподавания отдельных тем по предметам, проблемы организации повторения и контроля за качеством знаний выпускников.
Большое внимание уделено использованию таких форм подготовки выпускников к успешной сдаче экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ, как:
- входной и промежуточный мониторинг качества знаний выпускников;
- участие в диагностических работах по математике, проводимых ФИПИ;
- проведение городских контрольных срезов по итогам первого полугодия по русскому языку, математике, истории, обществознанию, химии, физике и др. предметам;
- проведение пробных ЕГЭ по русскому языку и математике в рамках чего были отработаны основные технологические моменты проведения экзаменов.
По итогам проведённых экзаменов, учащиеся получили возможность объективно оценить свои знания. Учителями проанализированы и изучены типичные ошибки, допущенные учащимися на экзаменах, в соответствии с чем в В(С)ОШ№1 была организована работа по их устранению.
Учителями с начала учебного года составлен и утвержден график проведения групповых и индивидуальных консультаций , в течение учебного года проведены подготовительные занятия, консультации для выпускников, ведется журнал посещения консультаций, разработаны индивидуальные маршруты по отслеживанию результатов подготовки учащихся к ЕГЭ.
Было организовано ознакомление учащихся и родителей выпускных классов с нормативными правовыми и инструктивно-методическими документами по проведению ЕГЭ.
Приведем анализ результатов ЕГЭ 2011 года.
Анализ результатов ЕГЭ по математике в
МОБУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»
в 2011 году
Цель анализа: дать характеристику результатов ЕГЭ и выявление типичных ошибок, допущенных выпускниками.
Задачи:
- Проанализировать результаты экзамена.
- Выявить типичные ошибки, допущенные выпускниками при выполнении и раскрыть их причины.
- Дать рекомендации по совершенствованию процесса преподавания предмета.
Основные результаты ЕГЭ по математике в 2011 году
Информация о количестве участников ЕГЭ по математике представлена в таблице.
Таблица №1
Год | Всего выпускников |
Количество сдававших ЕГЭ |
2011 | 52 | 46 |
|
Таблица№2
Основные показатели состояния образования по итогам ЕГЭ
Предмет | Минимальное количество баллов установленное Рособрнадзором | Количество участников ЕГЭ | Тестовый балл | ||||
Математика | 24 | Балл ниже минимального | Балл выше минимального | Всего участников | Средний балл | min | max |
1 | 45 | 46 | 35,8 | 24 | 56 |
Преодолели минимальную границу 98 % участников, не преодолели – 2%
Таблица №3
Успешность выполнения отдельных заданий ЕГЭ базового уровня
11А класс – 11 человек
Задание | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | В9 | В10 | В11 | В12 |
Выполнили верно, чел. | 10 | 11 | 10 | 7 | 10 | 9 | 4 | 3 | 6 | 2 | 2 | 5 |
выполнили верно,% | 91% | 100% | 91% | 64% | 91% | 82% | 36% | 27% | 55% | 18% | 18% | 45% |
% учащихся, допустивших ошибку | 9% | 0% | 9% | 36% | 9% | 18% | 64% | 73% | 45% | 82% | 82% | 55% |
Процент успеваемости в классе | 100% | |||||||||||
Средний балл в классе | 38,5 | |||||||||||
Max балл в классе | 56 | |||||||||||
Min балл в классе | 30 |
11 Б класс – 7 человек
Задание | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | В9 | В10 | В11 | В12 |
Выполнили верно, чел. | 5 | 6 | 5 | 1 | 6 | 7 | 1 | 2 | 6 | 0 | 4 | 3 |
выполнили верно,% | 71% | 86% | 71% | 14% | 86% | 100% | 14% | 29% | 86% | 0% | 57% | 43% |
% учащихся, допустивших ошибку | 29% | 14% | 29% | 86% | 14% | 0% | 86% | 71% | 14% | 100% | 43% | 57% |
Процент успеваемости в классе | 100% | |||||||||||
Средний балл в классе | 35,9 | |||||||||||
Max балл в классе | 49 | |||||||||||
Min балл в классе | 24 |
11 В класс – 15 человек
Задание | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | В9 | В10 | В11 | В12 |
Выполнили верно, чел. | 13 | 15 | 13 | 9 | 15 | 5 | 3 | 9 | 6 | 4 | 2 | 8 |
выполнили верно,% | 87% | 100% | 87% | 60% | 100% | 33% | 20% | 60% | 40% | 27% | 13% | 53% |
% учащихся, допустивших ошибку | 13% | 0% | 13% | 40% | 0% | 67% | 80% | 40% | 60% | 73% | 87% | 47% |
Процент успеваемости в классе | 93% | |||||||||||
Средний балл в классе | 37,4 | |||||||||||
Max балл в классе | 52 | |||||||||||
Min балл в классе | 12 |
11 Г класс – 13 человек
Задание | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | В9 | В10 | В11 | В12 |
Выполнили верно, чел. | 12 | 12 | 11 | 10 | 12 | 13 | 6 | 6 | 3 | 0 | 4 | 9 |
выполнили верно,% | 92% | 92% | 85% | 77% | 92% | 100% | 46% | 46% | 23% | 0% | 31% | 69% |
% учащихся, допустивших ошибку | 8% | 8% | 15% | 23% | 8% | 0% | 54% | 54% | 77% | 100% | 69% | 31% |
Процент успеваемости в классе |
100% | |||||||||||
Средний балл в классе | 39,5 | |||||||||||
Max балл в классе | 49 | |||||||||||
Min балл в классе | 30 |
Решение задач с практическим содержанием не вызвало у выпускников затруднений. 6 человек допустили ошибки в задании В1 из-за невнимательного чтения вопроса или записи в бланк не того числа, а решение правильное.
2 человека допустивших ошибки в задании В2 перепутали вертикальную и горизонтальную ось и в связи с этим дали неверный ответ.
7 человек неверно решили иррациональное уравнение, возводя левую часть в степень, а правую при этом забыли или поторопились, и не делая проверку не увидели своей ошибки.
С заданием В4 не справилось 19 человек это связано с тем, что многие даже не приступают к его выполнению, так как большие пробелы в знаниях по геометрии и за год мы не смогли охватить все вопросы основной школы, а задача В4 из геометрии 7-9 классов.
С заданием В5 не справилось лишь 3 человека, в этом задании ошибки у них вычислительные. В течение года мы с учениками регулярно повторяли таблицу умножения, но у некоторых все-таки глубокие пробелы и они ее на экзамене не вспомнили.
С заданием В6 не справились 12 человек большинство учеников из 11В класса это связано с тем, что им было тяжело выучить формулы вычисления площадей, а некоторые даже путали основания и боковые стороны трапеции, кто-то не мог найти высоту.
Задание В7 вызвало у учащихся затруднения с ним не справились 32 человека. Хотя в течение года и особенно на последних консультациях этому заданию уделялось много внимания. Если даже учащиеся могли пользоваться тригонометрическими формулами , то работа с числовой окружностью была для них сложностью. Они либо неправильно выбирали четверть, либо знак тригонометрических функций и ответ получался неверный.
С заданием В8 не справились 26 человек. Ошибки были вычислительные. Учащиеся допускали ошибки при работе с числами разных знаков, при делении, а как найти производную функции в точке они все знали и могли делать, об этом можно сказать по результатам диагностических и тренировочных работ.
С заданием В9 не справились 25 человек. Это связано с трудностями по работе с формулами. Если даже учащиеся знали основную формулу объема, площади, то для них было тяжело выразить из нее одну переменную через другие.
С заданием В10 не справились 40 человек. Подставить данные в формулу для них не составляет труда, упрощают выражения, но потом не видят, что это показательное или логарифмическое уравнение , их пугают дроби и они бросают эти задачи не доводя решение до конца.
С заданием В11 не справились 34 человека. В этом задании проблема в том, что они подменяют вопрос задания: вместо требуемого «наибольшего значения» находят «наименьшее», или забывают находить наибольшее и наименьшее значение на концах отрезка.
С заданием В12 не справились 21 человек. Проблема в том, что составив уравнение нужно его решить, а многие не могли приводить дроби к общему знаменателю, путались при его нахождение и в связи с этим не могли прийти к верному квадратному уравнению. Или же решали все верно, а корень брали не тот, что требовали в условие задачи.
Некоторые наши учащиеся даже не стремились сделать как можно больше заданий, так как они поставили себе цель набрать хотя бы минимальные баллы и научиться решать по 5-6 заданий. А в начале учебного года мало кто мог делать даже 2 задания. И благодаря групповым и индивидуальным консультациям, регулярного повторения на уроках, работе с родителями - мы достигли неплохих результатов.
Были и такие ученики, у которых по результатам диагностических и тренировочных работ были пограничные баллы, которые часто делали меньшее количество заданий и все-таки долго решая педагогический совет дал им такую возможность сдавать ЕГЭ. Одной из них была Мурзина Галина ученица 11 В класса, которая набрала 12 баллов, а минимальное количество баллов - 24.
Результат контрольных работ по алгебре и началам анализа
№ | Фамилия Имя Отчество | К.р. №1 | К.р. №2 | К.р. №3 | К.р. №4 |
1 |
Мурзина Галина Анатольевна |
2 |
2 |
2 |
3 |
Результат контрольных работ по геометрии
№ | Фамилия Имя Отчество | К.р. №1 | К.р. №2 | К.р. №3 | К.р. №4 |
1 |
Мурзина Галина Анатольевна |
2 |
2 |
2 |
3 |
Результат диагностических и тренировочных работ по материалам ФИПИ
№ | Фамилия Имя Отчество | Д.Р.№1 20.10.10 | Д.Р.№2 09.10.10 | Т.Р.№1 10.02.11 | Д.Р.№3 03.03.11 |
1 |
Мурзина Галина Анатольевна |
2 |
2 |
2 |
3 |
Количество выполненных заданий | 1 | 2 | 3 | 5 |
Результат пробного экзамена
Задание | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | В9 | В10 | В11 | В12 |
Мурзина Галина Анатольевна | 1 | 1 |
|
| 1 | 1 |
| 1 |
|
|
|
|
Посещение групповых консультаций Мурзиной Галиной
№ урока п/п |
Тема урока |
Дата |
Присутствовала |
1 | Арифметика | 17.09.10 | + |
24.09.10 | + | ||
2 |
Проценты, прикидка и оценка значений выражений
|
01.10.10 | + |
3 | Чтение графика функции | 08.10.10 | + |
4 | Рациональные уравнения | 15.10.10 | - |
5 | Иррациональные уравнения | 22.10.10 | - |
6 | Тригонометрические уравнения | 29.10.10 | - |
7 | Показательные уравнения | 05.11.10 | + |
8 | Логарифмические уравнения | 09.11.10 | + |
9 | Вычисления элементов прямоугольного треугольника | 12.11.10 | - |
19.11.10 | - | ||
10 | Текстовые задачи на нахождение оптимального решения (с использованием данных, представленных в виде таблиц) |
26.11.10 | + |
11 | Планиметрические задачи на нахождение геометрических величин: длин, углов, площадей
|
03.12.10 | - |
10.12.10 | - | ||
12 | Вычисление значений логарифмических выражений | 17.12.10 | - |
24.12.10 | - | ||
13 | Вычисление производных. Геометрический смысл производной. | 04.01.11 | - |
08.01.11 | + | ||
14 |
Стереометрические задачи на нахождение геометрических величин |
14.01.11 | - |
21.01.11
| - | ||
15 | Анализ практической ситуации, приводящий к решению неравенства или уравнения
|
28.01.11 | - |
04.02.11 | - | ||
16 | Линейные и квадратные неравенства | 11.02.11 | + |
17 | Вычисление производной | 18.02.11 | + |
18 | Нахождение точек экстремума указанной функции с помощью производной | 25.02.11 | - |
04.03.11 | - | ||
19 | Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке | 11.03.11 | + |
18.03.11 | - | ||
20 | Задачи на составление уравнений | 23.03.11 | - |
25.03.11 | - | ||
21 | Обобщающее повторение (часть 1) | 01.04.11 | + |
22 | Тест ЕГЭ (часть 1) | 08.04.11 | + |
15.04.11 | - | ||
23 | Системы тригонометрических, логарифмических, показательных, иррациональных уравнений |
22.04.11 | - |
29.04.11 | - | ||
24 | Стереометрические задачи на нахождение длины отрезка, площади, угла (между двумя прямыми, между прямой и плоскостью, между двумя плоскостями) |
06.05.11 | - |
25 | Показательные неравенства | 13.05.11 | + |
26 | Логарифмические неравенства | 20.05.11 | - |
27 | Тест ЕГЭ (полный)
| 27.05.11 | - |
28 | Заключительное повторение | 03.06.11 | + |
Количество консультаций, посетивших Мурзиной Галиной | 15(28) |
Рекомендации по совершенствованию методики преподавания математики с учетом результатов ЕГЭ и диагностических работ 2011 года
Результаты экзамена выявили ряд нерешенных проблем, характерных для подготовки различных категорий выпускников. Направления совершенствования обучения:
— ориентация на прочное усвоение базовых требований к математической подготовке;
— дифференциация обучения, разработка стратегии обучения и подготовки к выпускному экзамену с учетом уже имеющегося у выпускника уровня образовательной подготовки.
Контрольные измерительные материалы ЕГЭ 2011-2012 года ориентируют и учителя, и учащихся на полноценное изучение курсов алгебры и начал анализа и геометрии по учебникам из Федерального перечня. Первоочередная задача изучения курса математики — это качественное изучение предмета на базовом уровне.
Открытость аттестационных процедур в сфере образования реализуется в том числе и с помощью открытого банка математических задач. Первая часть КИМ ЕГЭ 2012 года по математике формируется на основе заданий открытого банка. Доступ к заданиям открытого банка свободный и для школьника, и для учителя, и для родителя. Главная задача открытого банка заданий ЕГЭ по математике — дать представление о том, какие задания будут в вариантах единого государственного экзамена по математике в 2012 году, и помочь выпускникам сориентироваться при подготовке к экзамену. Задания открытого банка помогут будущим выпускникам повторить (освоить) школьный курс математики, найти в своих знаниях слабые места и ликвидировать их до экзамена. Задачи В1–В14 представлены заданиями, покрывающими все требования Федерального компонента образовательного стандарта, содержат все основные типы заданий базового уровня, представленные в школьном курсе математики. При этом задания открытого банка содержат как задания, аналогичные экзаменационным (отличающиеся числовыми параметрами), так и на каждой позиции представлены задания и попроще, и посложнее реальных.
Таким образом, подготовка не сводится к «натаскиванию» выпускника на выполнение определенного типа задач, содержащихся в демонстрационной версии экзамена. Подготовка к экзамену означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо выявить и ликвидировать отдельные пробелы в знаниях учащихся. Одновременно надо постоянно выявлять проблемы и повышать уровень каждого учащегося в следующих областях (хорошо известных каждому учителю): арифметические действия и культура вычислений, алгебраические преобразования и действия с основными функциями, понимание условия задачи, решение практических задач, самопроверка.
При преподавании геометрии необходимо находить возможность восстанавливать базовые знания курса планиметрии (прямоугольный треугольник, решение треугольников, четырехугольники и т.д.). При изучении геометрии необходимо повышать наглядность преподавания, больше уделять внимания вопросам изображения геометрических фигур, формированию конструктивных умений и навыков, примене